На главную

Вопрос-ответ

Подскажите пожалуйста, когда святят куличи и как это происходит? Анна
   Благословение куличей, пасок, мясных и др. продуктов происходит чтением двух молитв, предложенных в Требнике для этого случая. Это в целом благословение начать есть не постную пищу тем, кто воздерживался постом. "Нас же, вкушающих" от них, - произносим в молитве, - мы просим "соблюсти во благости" Божией. Таким образом, разрешая пост с благословения церковного предки наши просили этим продуктам и возобновлению их употребления благословения быть людям в пользу , а не во вред.
По принципу изложения в Требнике можно понять, что это происходило в самый день Пасхи. Теперь же, это делается на день раньше: в Великую Субботу, потому что вошло в обычай к чтению молитв благословения еще и кропить Св. водой, а при теперешнем количестве приходящих людей сделать это в день праздника не возможно.

Батюшка, подскажите пожалуйста как поступить в такой ситуации. Моя знакомая забеременела. И вдруг у неё умирает мать. Все говорят, что ей нельзя идти на кладбище и даже подходить к гробу. Что ей делать? Юлия
   

Люди легко поддаются суевериям, подчиняются таинственным правилам и пленяются непонятными знаками. Всякая тайна для существования суеверий очень удобная ниша.

Смерть же остается таинством и для глубоко верующего и церковно-образованного человека. Люди же мало сведущие или малоцерковные страшатся не только самой смерти, но и всего, что ее окружает. Поэтому и живы различные "правила": закрыть зеркало, не мыть пол, не подходить ко гробу и т.д.

Если проводы до кладбища могут спровоцировать осложнения беременности (из-за удаленности, или суровой погоды), или умерший человек болел перед смертью чем-то, что может передаться живым, тогда, действительно, подходить ко гробу будет непредусмотрительно. А так, это заявление – бесполезная нагрузка для нормальной жизни. К тому же, было бы странно отказать себе в возможности последний раз посмотреть, проститься и прикоснуться к близкому человеку, зная, что до Всеобщего Воскрешения, в теле мы уже не увидимся. Странно, не оказать последнего внимания и заботы, хотя бы это тело уже и не согревалось жизнью души в нем.

Вредно для младенца, если мама будет стоять среди родственников-курильщков и вдыхать дым с отравляющими веществами. Или питаться синтетическими йогуртами с ароматизаторами и консервантами и соевыми разработками, которые неизвестно как в поколениях отзовутся своей способностью к генетическим превращениям.

Здесь вред очевиднее.

Так что молодой маме придется выбрать: либо она преодолевает пустоверный страх, либо отказывает себе в возможности взглянуть в лицо близкому человеку.

Вот к таким выборам и проблемам на пустом месте приводят наши суеверия. Их даже в книжки собирают по «отраслям»: «суеверия, связанные со смертью», «суеверия, связанные с родами» и т.д. Пользы от этих «правил» - нет, одни лишь сложности.  Даже наоборот: чем больше человек поддается суевериям, тем меньше остается места в сердце и душевных сил для живого общения с Богом по вере.

Любое настоящее церковное правило имеет логическое основание, проверено опытом предков, укоренено в Предании церковном, зиждется на Священном Писании. Оно служит для пользы: бережет от потерь и ошибок. Суеверие только держит в страхе и необъяснимой тайной либо легковесным силлогизмом (типа: «зеркала прячем, потому что душа себя в зеркале увидит и испугается»), вносит смуту и сковывает от Бога полученную свободу.

Такие вещи надо учиться отличать и не давать им места в своей жизни.



Как правильно назвать новорожденного и выбрать небесного покровителя? Например, ближайшее упоминание моего имени в календаре - через три с половиной месяца после дня рождения, а днем раньше тоже есть имя Алексей. Возможно ли именины праздновать раньше дня рождения? Алексей
   Мне известны несколько принципов: одни выбирают ближайшего после дня рождения, другие - после дня или в день Крещения. Причем часто готовы насмерть отстаивать приемлимость только своего подхода. А вот третий принцип просто потрясающий: человека можно назвать в честь любого святого (в Русской Церкви традиционно называют именно по Святцам), которого особенно чтут. При этом не нужно и в рамки загонять "раньше" или "позже". Мне кажется более важным знать о святых, имя которых Вы носите или собираетесь дать своему младенцу, почитать их жития. Когда есть особое отношение к кому-нибудь из них, тому и молиться о небесном покровительстве естественно, легче. День его памяти и станет именинами, когда бы в церковному году ни праздновался. А вот если этих праздников несколько, тогда и выбирайте к дню ли рождения, или к дню крещения, или к дню воцерковления и настоящего покаяния - как Вам будет угодно. Нам дарована великая свобода даже внутри церковной жизни, а строгие правила помогают ограду Церкви не покинуть, когда мы задумаем этой свободой воспользоваться во вред. А в остальном не следует ее заковывать в неподъемные цепи разных второстепенных принципов. иерей Александр

Часто людей смущает образ жизни священников. Батюшки часто проповедуют нестяжательность, говорят о подаянии милостыни, а сами ездят на дорогих машинах, живут в больших квартирах?.. телеведущий Долгопрудненского ТВ
   Смущает в первую очередь тех, кто привык следить за другими, а не за собой и судить о людях по себе. Конечно, и среди духовенства есть люди разные, но чтобы призывая к милостыне других, самому отказывать в помощи действительно нуждающемуся - таких я не знаю! Вообще-то я не считаю, что священник должен не в квартире жить как нормальный человек, а скитаться подобно бомжу, потому лишь что обладание жилищем (дорогое имущество) может вызвать в ком-то смущение или зависть, собирать бутылки на помойке, питаться объедками. Даже наоборот такой образ жизни стал бы вразрез с Евангелием, потому что с ним тогда страдала его семья - самые близкие ему люди.
К тому же странно, что люди считают, что все имение свое батюшки "отрывают" от приходских денег. У нас живы и достаточно обеспечены родители, они о нас заботятся. Может быть, у тех смущающихся не принято помогать внутри семьи, но это- их беда. Кроме того, многие священники принимают сан не очень-то молодыми. Они до этого трудились и их имение - не "украденное" из церковного. Многие, особенно в деревнях и маленьких городах продолжают работать и после принятия сана - это даже необходимость там. Знаю батюшку, который сам осваивал кровельное дело, чтобы сберечь храм, а возможности нанять рабочих не было никакой; жена же его, будучи известным научным сотрудником, большую часть своей зарплаты отдает на нужды этого бедного сельского прихода (слава Богу, дети уже взрослые).
Поэтому замечательно, если есть у родителей, или у обеспеченных прихожан (есть еще в нашем жадном и завистливом мире такие, кто не просто готов, а рад помогать) возможность "околесить" батюшку, ведь это сильно экономит время, которое потом отдается тем же прихожанам. А то, что машины дорогие, а не запорожцы или "копейки", это очень просто, но понимает это только водитель, владевший и отечественной машиной и иномаркой: иномарки требуют в несколько раз меньше вложений, а на наши запчасти дешевле, но ломаются во много раз чаще - они в обслуживании гораздо дороже.
А в целом многим поступкам мы даем слишком плохую оценку совершенно незаслуженно. Истинно будет судить только Бог, Которому известны все движения души. А именно поэтому перед Ним не нужны и оправдания.
И, наоборот, часто дело выглядит очень положительным, а оно совершенно гнилое изнутри, потому что исходит и движется какой-то человеческой страстью или целым букетом страстей.  иерей Александр

Насколько мне известно, в Церкви нельзя использовать аудиозаписи, музыкальные инструменты. А в Вашем храме (как и во многих других) во время службы работают аккустичекие колонки Как это совместить? телеведущий Долгопрудненского ТВ
   Очень просто. Церковь действительно в древнейших времен славит Бога живым человеческим голосом, а не бездушным звоном музыкальных инструментов. Их человек смастерил сам, а дар слова дан нам Богом и это лучшее, что мы можем вознести Творцу. А аккустическая система - это необходимость для многих храмов, иначе люди, стоящие через две-три стены ничего не смогут понять. Наш храм исторически строился как маленькая церковь-усыпальница, где редко собиралось очень много народа. Сейчас же в большие праздники бывает трудно пройти. Народ сам по себе поглощает силу звука, а когда кто-нибудь начинает шаркать ногами, пытаясь долезть до всех подсвечников или праздничного аналоя,  шептать, говорить (некоторые совсем не могут молчать - нет привычки), тогда даже большому хору трудно перекричать это копошение. Колонки берегут силы и нервы певчих, помогают участвовать в службе тем, стоит в приделах храма.  иерей Александр

Почему православные христиане не соблюдают заповеди? Взять хотя бы заповедь про день субботний. Максим
   Здравствуйте, Максим. День субботний соблюдают правоверные иудеи, а для православных христиан главным днем недели является день Воскресения Иисуса Христа, в который мы ходим в храм на общее богослужения, чем подчеркиваем особое ему почтение.
Конечно, безгрешных людей нет. Каждый нарушает какие-то заповеди, но все-таки мы пытаемся соблюдать их, и каемся, если их нарушаем.
Среди православных христиан и в наше время можно встретить людей высокой праведной жизни, соблюдающих и ветхозаветные заповеди и новозаветные установления.






   Ваше имя     
   Ваш email    
   Кому вопрос
   
  Не публиковать на сайте


* Обращаем Ваше внимание: не все вопросы публикуются на сайте, и если Вы хотите получить ответ, не забудьте указать адрес электронной почты.
© 2005 разработка сайта:
ioann,inna
  наш баннер